Формы самостоятельной работы по истории



Скутельникова Галина Павловна,

МОАУ №14, учитель истории и обществознания, городской округ Железнодорожный Московской области

     Работа посвящена анализу существующих форм и методов изучения исторических источников и выявление наиболее эффективных с точки зрения результативности, а также определение методических условий ее эффективного использования. Работа с документами является неотъемлемым элементом методической системы школьного исторического образования. В зависимости от задач в учебном процессе (подготовка к ЕГЭ, ГИА) используются разнообразные методики работы с документами.

       За последние годы произошло изменение целей и содержания исторического образования. В 2000-е годы на смену устаревшим учебникам по истории пришли принципиально иные, отвечающие современным тенденциям развития  общества и состоянию социальных наук. У учителей историков  появилась реальная возможность выбора курса из многих предлагаемых вариантов.  Однако нередко к новому содержанию курса учителя пытаются  приложить устаревший методический опыт. Обнаруживается  противоречие между новыми целями и содержанием современного  исторического образования - с одной стороны, а с другой - методами и средствами, разработанными для исторического курса 60-80-90-х годов. Важнейшей проблемой становления новой методики  является определение методических условий повышения эффективности работы с документами в современном историческом курсе.

     Значение работы с историческими источниками никогда не подвергалось сомнению в методической литературе/ Педагоги-историки и обществоведы Н.В. Андреевская, В.Н. Вернадский, Л.Н. Боголюбов, А.А. Вагин, Б.П. Голованов,  Н.Г. Дайри, С.А. Ежова, М.А. Зиновьев, А.Т. Кинкулькин, А.Г. Колосков, Ф.П. Коровкин, Е.А. Костюкевич, С.Е. Крол, П.С. Лейбенгруб, И.Я. Лернер, ученые-педагоги отмечали, что - систематическая работа с источниками позволяет расширить и углубить знания школьников,  усилить доказательную сторону ответа  ученика с опорой на документ, обеспечить глубокое осмысление и усвоение изучаемых фактов, - привлечение источников способствует формированию умений учащихся самостоятельно их анализировать, сравнивать и систематизировать содержащийся в них  материал, делать выводы, используя исторический источник для  аргументации, анализировать и обобщать факты,  целенаправленное использование источников позволяет развивать и расширять познавательный интерес у школьников, активизирует внимание, - работа с документами помогает становлению творческой деятельности учащихся, документы имеют нравственный и мировоззренческий потенциал. Это позволило сделать вывод о  том, что полезность введения в учебный процесс исторических источников не  нуждается в доказательствах.

      Однако требуют исследования следующие вопросы: какие источники  отвечают целям и содержанию курса; каковы педагогические возможности использования источников при  изучении в школе новой темы; каковы методические особенности работы с различными видами исторических источников  на уроках истории.

       Актуальность настоящей работы определяется необходимостью применения практических навыков работы с историческими источниками при сдаче ЕГЭ (Задание С1 – С3),  большим количеством информационного материала при отсутствии единого учебного комплекса, необходимостью разработки новых методических подходов к работе с документами, которые должны отвечать самостоятельной современному содержанию исторического образования.

1. Теоретические основы работы с историческими источниками на уроках истории.
     К историческим источникам относится все созданное человеком, в том числе и результаты его взаимодействия с окружающей средой, а также памятники письменности, которые в методике называются документами. В чем же значение применения исторических источников?
     С их помощью реализуется принцип наглядности в обучении истории, когда ученики знакомятся с внешним видом источника. Источник делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными. Значимость исторического источника в том, что он содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, создает ощущение духа эпохи.
     Посредством исторического источника у учащихся формируется интерес к истории. Привлечение новых фактов позволяет почувствовать им дух эпохи. При работе с ними у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. У учеников вырабатывается умение самостоятельной работы с элементами исследования,  анализировать и извлекать информацию, оценивать значение исторических источников прошлого и настоящего. На уроках ученики узнают о значимости источников для исторической науки, видят в них след деятельности когда-то живших людей.

    Учащиеся на уроках истории имеют мало возможности работы с источниками, причем зачастую это уже подготовленные отрывки документов, имеющиеся в учебнике. В методической практике представлена следующая классификация исторических источников.

1.1 Классификация исторических источников.
Исторические источники делятся на 3 основные группы:
1.1.1. Вещественные источники:
 монеты;
 печати;
 остатки посуды, украшений, оружия;
 изобразительные источники: карты, рисунки, мозаики;
 жилища;
 кино, фото и видео материалы.
1.1.2. Письменные источники:
 документы;
 летописи;
 мемуары;
 письма;
 своды законов.
1.1.3. Устные источники:
 сказки;
 мифы;
 былины.
       Также по форме нахождения (изучения) исторические источники могут быть разделены на:
 музеи;
 книги;
 археологические раскопки;
 электронные средства доступа;
 личные архивы.

1.2. Классификация картин. Методика работы с картиной.
      Особое место среди исторических источников занимают картины. Однако, сегодня учителя истории практически лишены этого замечательного средства обучения. Современный учитель не имеет возможности использовать серии настенных учебных картин: они стали библиографической редкостью. Преподавателям приходится использовать репродукции или вовсе произведения современных художников. Однако, современная картина художника-современника, изучаемой эпохи, является в какой-то степени документом  того времени.
     А.А.Вагин выделил несколько типов исторических картин:
 событийные;
 типологические;
 описательные.
Он определил 5 способов применения картины на уроке:
 сюжетное изображение в сочетании с рассказом;
 изучение деталей на картине;
 анализ картины с целью обобщения;
 эмоциональное воздействие;
 информативный ряд.
Роль картины в усвоении исторического материала велика: она создает зрительный образ, иллюстрирует теоретический материал, служит источником извлечения новых знаний, выступает как средство усиления эмоционального воздействия.
      Одним из художников, чьи произведения проходят «сквозной линией» через курс отечественной истории, является А.М.Васнецов. сам художник был ученым-исследователем, рисовал картины типологические и описательные.
Так, например,  в 7-8 классе на уроках отечественной истории картина «Постройка первых стен Москвы в 1156 году» является в качестве зрительной опоры для фиксации и образного обозначения даты возникновения Москвы. Другой вариант работы с картинами – материальная иллюстрация основных идей, объяснения учителя. Например, демонстрация политики Ивана Калиты по картине «Московский Кремль при Иване Калите». Имеется ввиду идея единения Руси, переезд митрополита в Москву. Новые церкви в честь победы нал Тверью. В ряде случаев картины А.М.Васнецова можно использовать в качестве самостоятельного источника знаний. Например, при изучении торговли и товарно-денежных отношений целесообразно рассмотреть картину «Базар 17 века».   

1.3. Классификация документов.
    Разнообразие исторических источников,  их месторасположение, свободность доступа, значимости, техническое оснащение, достоверность источника   требует определения основных его видов, изучение которых позволит использовать конкретный исторический источник в качестве учебного материала. С учетом этого, а также необходимостью обучения учащихся навыкам сдачи ЕГЭ (части С1 – С3), мною более подробно рассматривается использование документов в качестве исторических источников.
     Классификация документов, применяемых при изучении истории, значительно проще той, что принята в исторических науках.  Она основана на характере документальных текстов, когда все они подразделяются на группы :
 документы повествовательно-описательного характера;
 актовые документы;
 памятники художественного слова.
    Повествовательно-описательные документы – летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий.
    Актовые документы – это юридические, хозяйственные, политические, программные (грамоты, законы, указы, прошения, статистические и следственные документы, программы, речи) - имевшего в свое время практическое значение.
     Памятники художественного слова - истории древнего мира и средних веков относятся произведения устного народного творчества (мифы, басни, песни).
     Для данных исторических источников главным является содержащиеся в них исторические сведения.

1.4. Требования к документу на уроке.
Документ, используемый в качестве исторического источника при изучении материалов на уроках истории в школе  должен соответствовать следующим требованиям:
 соответствовать целям и задачам обучения истории;
 отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;
 быть органично связанными с программным материалом;
 содействовать актуализации исторических знаний;
 быть доступными ученикам по содержанию и объему;
 интересным;
 оказывать на учащихся определенное эмоциональное воздействие;
 обладать литературными и научными достоинствами, достаточной информативностью для развития познавательной самостоятельности и заинтересованности, совершенствования приемов умственного труда.
    На уроках истории документы могут использоваться как учителем, так и учениками. Учитель пересказывает документ, если он сложен для учеников, приводит короткие цитаты без ссылки или со ссылкой на документ (чтобы усилить доказательность своего рассказа). Работа учеников с документами должна постепенно усложняться. В старших классах широко применяются программные документы.
 
1.5. Формы и методы работы с историческими источниками.
     Чтобы обучить учащихся работать с документами различных видов, необходимо пройти следующие этапы:
 Анализ документа под руководством учителя;
 Самостоятельный анализ документа в школе и дома;
 Контроль умения анализировать документ.
     Особо нужно обратить внимание на тот факт, что умение анализировать документ очень важно для учащихся старших классов, т.к. в этот период предполагается, что школьники активно занимаются исследовательской деятельностью, которая невозможна без изучения различных источников по той или иной проблеме.  Причем при анализе документов учащиеся используют уже имеющиеся у них знания по вопросу. Как правило, ответ нельзя прочитать в учебнике, его нужно найти в источнике применение знаний,  т.к. документы призваны углублять конкретизировать и придавать приобретенным учеником знаниям живую изобразительность, понимание своеобразие исторической эпохи, то однозначно работа должна проводиться после определенной порции нового материала, предложенного учителем.

     Работа с документами призвана познакомить учащихся с некоторыми методами исследований, применяемых в исторической науке. Существуют различные формы работы с документами:
1. Включение в лекцию фрагментов документов или содержащихся в них сведений в качестве аргументации излагаемого учителем материала.
2. Самостоятельная работа учащихся на уроке, как с отдельными фрагментами, так и с блоками текстов по заданиям учителя.
3. Самостоятельная работа учащихся во внеурочное время (выполнение опережающих заданий, подготовка к семинару).
4. Применение текстов для контроля.
      Подобные формы работы называют лабораторным методом, главным в нем является самостоятельный поиск учениками истины, развитие их критического умения.

ВЫВОД
      Изучение первичных источников необходимо, так как никакие знания, неподкрепленные фактами, не могут стать подлинным достоянием человека. Анализ источников призван помочь учащимся глубже понять исторические эпохи, установить и почувствовать их специфику, ощутить их особенный колорит, соприкоснуться с мыслями, чувствами, переживаниями живших в ту эпоху людей. Тем не менее, выпускники испытывают трудности при сдаче ЕГЭ. Это говорит о том, что данная работа организована не достаточно эффективно или не имеет системности.
     Практическая значимость.
Изучение исторических источников способствует развитию ЗУН, определяющих структуру содержания образования, таких как:
 самостоятельный перенос усвоенных знаний в новую ситуацию;
 видение альтернативы и способа решения проблемы;
 целенаправленное развитие мышление учащегося при выполнении анализа документа.
     Но не все формы и методы работы с историческими источниками применимы в школе и имеют высокую эффективность.  Предпочтительной формой работы является урок-практикум в сочетании с групповым методом изучения исторических источников.  
     Учителям необходимо шире использовать исторические источники при изучении нового объемного материала,  а также при подготовке к ЕГЭ (части В и С). Одной из главных задач из всего разнообразия имеющихся  данных точно подобрать исторические источники при объяснении материала.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Студеникин Н.Т. Методика преподавания истории в школе – М.: Владос., 2000. 238 с.
2. Вагин А.А. Методика обучения истории – М: Просвещение, 1972. 346 с.
3. Бирюков С.А. Работа с архивными документами на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1999. № 5. С.4-8.
4. Ищенко В.Н. О работе с хрестоматией «История России. XX век» // Преподавание истории в школе. 1999. № 5. С. 14-16.
5. Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю.  Методика преподавания истории в школе.- М.: 1999.  120 с.
6. Румянцев В.Я. Работа с историческими источниками // Преподавание истории в школе. 2003. № 3. С.17-25.
7. Российский общеобразовательный портал – Режим доступа: http://www.school.edu.ru, свободный – Загл. с экрана.
8. Портал информационной поддержки единого государственного экзамена – Режим доступа: http://www.ege.edu.ru, свободный – Загл. с экрана.
9. Элективные курсы по истории - Форум учителей истории, обществознания – Режим доступа:  http://www. Педсовет.su,  свободный  – Загл. с экрана.
 

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Особенности работы на уроках истории с различными видами Машинное вязание для лета


Формы самостоятельной работы по истории 9. Контрольная работа по истории и культурологии. ФБФО. doc
Формы самостоятельной работы по истории История и методология исторической науки. Метод.указ. к
Формы самостоятельной работы по истории Виды и формы контроля знаний: традиции и современность
Формы самостоятельной работы по истории Теория и методика обучения истории для студентов
Формы самостоятельной работы по истории ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА
Формы самостоятельной работы по истории РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Формы самостоятельной работы по истории Активные формы обучения на уроках истории
Формы самостоятельной работы по истории МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ



Похожие новости