Конституционное право связано с политикой


Конституционное право и политика в Российской Федерации :соотношение в сфере регулирования и конституционного контроля.
Кондратьева, М. А.

Кондратьева, М. А.
Конституционное право и политика в Российской Федерации :соотношение в сфере регулирования и конституционного контроля : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Всестороннее исследование связи конституционного права и политики, предопределенной характером регулируемых данной отраслью права отношений, спецификой ее объектов и используемых ею средств регулирования, важно для понимания места конституционного права в системе российского права, его роли и значения не только в правовой сфере, но и в политических процессах. Отсюда очевиден вывод об актуальности темы диссертации и предложенных в ней подходах к ее раскрытию.

Конституционное право, имеющее своим предметом отношения по поводу власти, регулирует, прежде всего, политическую деятельность и взаимоотношения ее участников. Оно призвано упорядочивать политику, создавать правила для всех субъектов властных отношений, в том числе, определяя их правовые возможности и пределы осуществления прав и полномочий. Показать, как конституционное право формализует политику в своих нормах, является одной из актуальных задач конституционно-правовой науки и данного исследования. Это одна сторона проблемы соотношения конституционного права и политики.

Другая сторона рассматриваемого соотношения связана с очевидным и существенным влиянием политики на конституционно-правовые нормы, которые наполняются политическим содержанием. Важно отметить, что все источники конституционного права, играющие особую роль в системе российского права, испытывают на себе постоянное политическое влияние и на стадии создания норм, и в ходе их реализации, и в процессе их толкования и оценки. Однако возможно ли установить определенную меру и предел такого влияния, позволяющие конституционному праву оставаться правовой отраслью? Ответы на этот вопрос актуализируют тему данной диссертации.

Взаимодействие конституционного права и политики - это активно развивающийся процесс, затрагивающий все стороны и всех участников общественной и государственной жизни. Изучение такого взаимодействия невозможно без подробного анализа как самих политических отношений, так и способов их регулирования. Помимо этого представляется важным выявить пути проникновения политики в конституционное право, что также связано с исследованием основных проблем, возникающих при конституционно-правовом регулировании политических отношений.

3

В современных исторических условиях в России в политико-правовой сфере действует значительное число различных политических документов, которые непосредственно влияют как на процессы правотворчества, так и на правоприменительную деятельность. К ним относятся послания, концепции, стратегии, доктрины, декларации, программы, а также различные заявления и обращения. Выявление регулирующего воздействия политических документов на конституционно-правовые отношения, роли таких документов в системе источников конституционного права, а также соотношения юридических и политических характеристик этих документов становится особенно актуальным.

Современная практика показывает, что Конституционный Суд РФ, решая исключительно вопросы права, также испытывает влияние политики, что отражается на мотивировках, правовых позициях и выводах, содержащихся в его решениях. Основным объяснением такого влияния является политический характер самих законов и иных нормативных правовых актов, оцениваемых Судом. Во многом этому также способствуют применяемые Конституционным Судом критерии оценки правовых норм, проверяемых на предмет их конституционности. В роли таких критериев выступают конституционно-правовые принципы справедливости, равенства и соразмерности, а также политико-правовые требования целесообразности и разумности. В связи с этим еще одной актуальной задачей исследования является анализ различных аспектов соотношения правовых и политических обоснований даваемой Конституционным Судом РФ конституционно-правовой оценки проверяемых им нормативных правовых актов.

Степень научной разработанности темы

В дореволюционный период в трудах отечественных государствоведов ставились вопросы о связи политики и догмы права, выявлялся политический характер верховной власти и властных отношений, регулируемых государственно-правовыми нормами. Они рассматривались в работах большинства дореволюционных ученых - А.С. Алексеева, Н.Н. Алексеева, А.Д. Градовского, А.И. Елистратова, Ф.Ф. Кокошкина, Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, Н.И. Лазаревского, Б.Н. Чичерина и других.

В советский период отрасль и наука государственного права серьезно политизируются, что отражается на соотношении правовых и политических начал в государственно-правовом регулировании и его научной интерпретации. В исследованиях, посвященных предмету государственного (конституционного)

4

права, вопросам государственной власти, принципам ее организации, правовому положению и деятельности государственных органов, конституционным правам и обязанностям граждан, политический аспект государственно-правовых отношений отмечается и подчеркивается. Такой подход характерен для работ М.А. Аржанова, Л.Д. Воеводина, Г.С. Гурвича, А.И. Денисова, Д.Л. Златопольского, М.Г. Кириченко, В.Ф. Котока, С.С. Кравчука, И.Д. Левина, А.И. Лепешкина, А.И. Лукьянова, А.Х. Махненко, B.C. Основина, С.М. Равина, В.Д. Ржевского, С.С. Студеникина, И.П. Трайнина, Я.Н. Уманского, И.Е. Фарбера, Б.В. Щетинина и многих других советских ученых.

В современной конституционно-правовой литературе затрагиваются отдельные вопросы, связанные с проблемой соотношения конституционного права и политики. В основу таких исследований положены разработки теоретиков права, в которых даются определения понятия «политика» в связи с правом, формулируются общие подходы к проблеме сосуществования права и политики, в том числе через объяснение их свойств и функций, рассматривается статус субъектов политических отношений в государстве, раскрываются такие явления как правовая и политическая культура населения. В числе ученых, имеющих труды в названном направлении, значимых для данного исследования, можно назвать А.С. Автономова, С.С. Алексеева, Ю.А. Дмитриева, Д.Д. Керимова, И.Ю. Козлихина, В.В. Лапаеву, М.Н. Марченко, Е.А. Лукашеву, А.С. Пиголкина, О.Ю. Рыбакова, Л.И. Спиридонова и других. Особое внимание ученых-теоретиков сосредоточено на таком явлении, как правовая политика, гармонично сочетающем политические и правовые начала, о которой пишут Ю.А. Агешин, Н.В. Витрук, Н.Н. Вопленко, В.В. Лазарев, А.В. Малько, Н.И. Матузов, B.C. Нерсесянц, Т.М. Пряхина, В.А. Рудковский и другие.

Исследованию отдельных теоретических и практических вопросов, связанных с конституционно-правовым регулированием политических отношений, а также установлением принципов и правил организации и осуществления государственной власти, ее конституционно-правовых пределов, посвящены следующие работы в области российского конституционного права - С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, М.И. Байтина, Н.А. Богдановой, Ю.П. Еременко, Л.М. Карапетяна, Е.И. Козловой, А.Н. Кокотова, Е.И. Колюшина, О.Е. Кутафина, Е.А. Лукьяновой, В.О. Лучина, Т.М. Пряхиной, Ю.А. Тихомирова, И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева и других.

Статусные характеристики Конституционного Суда РФ и его деятельность

5

подвергались всестороннему исследованию в работах многих ученых - С.А. Авакьяна, А.А. Белкина, Г.Г. Бернацкого, С.В. Боботова, Н.А. Богдановой, Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева, В.О. Лучина, А.В. Мазурова, М.А. Митюкова, С.Э. Несмеяновой, Ж.И. Овсепян, В А. Туманова, Ю.Л. Шульженко, Б.С. Эбзеева и других. Но лишь в порядке постановки проблемы в них затрагивался вопрос о влиянии политики на решения Суда - аргументацию, выработку правовой позиции и конечную оценку нормативного правового акта на предмет его конституционности.

В зарубежной юридической литературе научная и практическая проблема политического влияния на конституционное правосудие, в частности, решения органов конституционного контроля обсуждается в работах А. Барака, А. Бланкенагеля, Г. Загребельского, Р. Книпера, Э. Куриса, Р. Меллингхоффа, К. Санстейна и других.

Обзор трудов названных авторов позволяет заключить, что недостаточно изучены теоретические и практические проблемы, связанные с соотношением нормативных правовых и политических источников в регулировании общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Не проводились и специальные исследования, посвященные соотношению правовых и политических начал в решениях Конституционного Суда РФ.

Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в изучении и обосновании роли и значения политических начал в конституционно-правовом регулировании и конституционном контроле посредством анализа объектов, субъектов и соответствующих средств регулирования и оценки правовых положений на предмет их конституционности.

Для достижения этой цели решались следующие задачи:

-рассмотреть основные направления политического влияния на регулирование отношений, составляющих предмет конституционного права, и на деятельность Конституционного Суда РФ по оценке правовых норм на предмет их конституционности;

- выделить в предмете конституционного права особый вид политических отношений - властеотношения, а также установить наиболее значимые их черты;

- выявить основные качества субъектов политических отношений;

- охарактеризовать политику как важнейший объект конституционно-правового регулирования;

6

- показать взаимодействие нормативных правовых актов и политических установлений в регулировании общественных отношений, а также рассмотреть виды и особенности политических документов, содержащих такие установления, обосновать их политико-правовую природу;

рассмотреть варианты сочетания конституционно-правовой и политической аргументации в решениях Конституционного Суда РФ;

- исследовать критерии, используемые Конституционным Судом РФ для оценки правовых норм на предмет их конституционности, в роли которых выступают конституционно-правовые принципы справедливости, равенства, соразмерности и политико-правовые требования разумности и целесообразности, а также показать роль этих критериев в обосновании Судом своей позиции по делу.

Предмет исследования - раскрытие основных связей и соотношения конституционного права и политики, проявляющихся в регулировании политических отношений и при оценке Конституционным Судом РФ правовых норм на соответствие положениям Конституции РФ.

Объект исследования составляют конституционно-правовые отношения, связанные с организацией и осуществлением государственной власти в основных сферах жизнедеятельности общества и государства, установлением правовых пределов функционирования государственных органов, а также правовых гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, объектом анализа и обобщения являются конституционно-правовые нормы, регулирующие политические отношения; решения Конституционного Суда РФ, в которых применяются правовые и политические аргументы в обоснование позиции Суда в связи с оценкой им нормативного правового акта на соответствие Конституции РФ; представленные в научной литературе позиции, затрагивающие исследуемую тему.

Методологической основой исследования является диалектический метод, позволяющий объективным образом во взаимосвязи и развитии проанализировать те социальные явления, которые составляют объект исследования и подойти к раскрытию его предмета. С диалектическим методом связаны такие общенаучные методы познания, как исторический, логический, системный и структурно-функциональный. В диссертации использовались и специальные методы изучения правовых явлений, в частности, формально-юридический, историко-правовой и сравнительно-правовой. Так, формально-

7

юридический метод применялся при анализе конституционно-правовых актов, регулирующих политические отношения, а также юридического содержания решений Конституционного Суда РФ. Историко-правовой метод использовался при изучении современных и имевших место в прошлом подходов к определению политических отношений, упорядоченных конституционно-правовыми (государственно-правовыми) нормами. Сравнительно-правовой метод сыграл важную роль при сопоставлении практики Конституционного Суда РФ и некоторых решений зарубежных органов конституционного контроля. В работе сочетались нормативный и политологический подходы, что обусловлено предметом исследования, предполагающим выявление соотношения правовых и политических начал в конституционном праве. Использование всех названных методов и подходов явилось необходимым условием достижения поставленной научной цели и решения задач, которые сформулированы автором диссертации.

Теоретическую основу составляют труды отечественных и зарубежных специалистов в области теории государства и права, конституционного и административного права.

Исследование взаимосвязей конституционного права и политики, политических начал в конституционно-правовом регулировании проводилось на основе работ С.А. Авакьяна, А.С. Автономова, М.В. Баглая, М.И. Байтина, Н.А. Богдановой, Ю.П. Еременко, Л.М. Карапетяна, Д.А. Ковачева, И.Ю. Козлихина, Е.И. Козловой, А.Н. Кокотова, Е.И. Колюшина, И.А. Кравеца, О.Е. Кутафина, Л.В. Лазарева, Т.М. Пряхиной, Ю.А. Тихомирова, И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева и других.

При изучении отдельных аспектов политического влияния на решения Конституционного Суда РФ использовались работы А.А. Белкина, Г.Г. Бернацкого, С.В. Боботова, Н.А. Богдановой, Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, В.Д. Зорькина, В.А. Кряжкова, В.О. Лучина, М.А. Митюкова, С.Э. Несмеяновой, Ж.И. Овсепян, В.А. Туманова, Ю.Л. Шульженко, Б.С. Эбзеева и других.

Нормативной основой исследования являются Конституция РФ 1993 года, федеральные конституционные законы и федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, другие нормативные акты; постановления и определения Конституционного Суда РФ.

Эмпирическую основу исследования составляет политическая практика в части, урегулированной нормами конституционного права. При подготовке

8

работы использовались послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, иные политические документы (программы, концепции, стратегии, доктрины и т.д.). Автор проанализировал и обобщил решения Конституционного Суда РФ, в которых используются правовые и политические аргументы в оценке правовой нормы на соответствие Конституции РФ.

Научная новизна заключается в том, что диссертация, ориентируясь на поставленную цель, комплексно решает научную задачу раскрытия соотношения конституционного права и политики. Это позволяет углубить знания о названной отрасли, выявить закономерности и тенденции ее развития.

Хотя тесная связь конституционного права с политикой как важнейшая особенность данной отрасли часто отмечается в литературе, в отечественной науке пока нет специального исследования, в котором бы всесторонне освещалась проблема соотношения правовых и политических начал в конституционном праве. Данная работа является первым специальным исследованием проблемы воздействия конституционного права на политику в сфере регулирования и конституционного контроля, а также влияния политики на конституционно-правовые нормы и результаты оценки Конституционным Судом РФ правовых норм на предмет их конституционности.

Подробно изучено соотношение правовой и политической аргументации, применяемой Конституционным Судом РФ при оценке оспариваемых правовых норм на их конституционность. В этом аспекте проанализированы используемые критерии оценки норм на соответствие Конституции РФ, среди которых следует назвать конституционно-правовые принципы равенства, справедливости и соразмерности и политико-правовые требования разумности и целесообразности. Положения, которые выносятся на защиту, также обладают научной новизной.

Основные выводы и положения, выносимые на защиту: 1. Взаимосвязь конституционного права и политики проявляется в двух основных направлениях. С одной стороны, конституционное право во многом формализует политику в своих нормах, придавая ей правовой характер. С другой стороны, политика существенно влияет на содержание конституционно-правовых норм. Так, Конституция РФ, законы и иные нормативные правовые акты - источники конституционного права испытывают на себе постоянное политическое влияние и на стадии создания норм, и в ходе их реализации, и в процессе оценки на предмет их конституционности. При этом важно, чтобы

9

конституционно-правовое упорядочивание связанных с властью и поэтому имеющих политическое содержание общественных отношений не подменялось их политическим регулированием.

2. Конституционно-правовые отношения имеют сложную структуру. Прежде всего, это политические отношения, которые составляют основное содержание предмета конституционного права как отрасли права, связанной с публичной властью. Такая связь может быть непосредственной, проявляющей себя в политической сфере жизни общества и государства и воплощающейся во властеотношениях, складывающихся по поводу принадлежности, принципов организации, основных форм осуществления власти в процессе деятельности органов государственной власти и других субъектов политического участия.

Вместе с тем политические отношения могут проявляться опосредованно как усилия государства по обеспечению прав и свобод человека, гарантии институтов общества, нуждающихся в поддержке власти посредством политических мер, которые все чаще получают конституционно-правовую формализацию и воплощаются в деятельности публичных органов в основных сферах общественной жизни.

3. Политика является важнейшим объектом регулирования российского конституционного права, поскольку представляет собой сферу взаимодействия субъектов конституционно-правовых отношений - органов государства, политических партий, общественных объединений, граждан, активно включающихся в отношения, связанные с организацией и осуществлением государственной власти. Так, политика определяет роль и задачи власти в жизни государства и общества и затрагивает государственное строительство, экономику, а также широкий круг социальных отношений. Основные направления и содержание политики определяются находящейся у власти политической силой в соответствии с избранным ею курсом государственного и общественного развития. При этом только закрепление в конституционно-правовых нормах демократических принципов функционирования государственной власти может гарантировать действительно конкурентную борьбу политических партий, обеспечивающую или своевременную корректировку политического курса, или легитимную смену власти, что, в конечном счете, позволяет осуществлять стабильное управление общественными и государственными процессами.

4. Политика - это деятельность по управлению делами общества и

10

государства, сориентированная на цели и задачи тактического и стратегического характера, приоритетные направления общественного и государственного развития, использующая юридические и политические методы воздействия на соответствующие отношения. Различные общественные силы, включаясь в политическую борьбу, стремятся к достижению власти, занятию наиболее выгодных политических позиций, осуществляя соответствующим образом свою деятельность. При этом принцип легитимности получения власти требует закрепления в нормах конституционного права в необходимых и дозволенных пределах правил политической борьбы, конституционно-правового статуса ее участников, компетенции органов, осуществляющих предусмотренный законом контроль в этой сфере.

5. Взаимосвязь юридических и политических начал в конституционном праве проявляется в том, что политическая деятельность, которая связана с организацией и осуществлением государственной власти в основных сферах жизнедеятельности общества и государства, регулируется наряду с конституционно-правовыми нормами и политическими установлениями, которые дополняют и усиливают регулятивное воздействие друг друга. Принципы, заложенные в Конституции РФ, составляют конституционно-правовую идейную основу для законов и иных правовых актов, а также для политических документов (посланий, концепций, стратегий, доктрин и т.д.), которые «развивают» положения Конституции РФ, сохраняя при этом конституционно-правовые смысл и содержание. Политические документы принимаются по наиболее значимым и актуальным направлениям государственной политики, выступая в качестве важных политических (идеологических и программных) ориентиров и способствуют стратегическому планированию конституционно-правового регулирования.

6. В рассматриваемых политических документах, которые в настоящее время весьма активно принимаются в нашем государстве, определяются основные цели и задачи государственного управления, способы их достижения, поэтому эти документы также оказывают регулирующее воздействие на политическую деятельность. Однако важным требованием к содержанию политических документов и процедуре их утверждения (одобрения) является недопущение их противоречия конституционно-правовым предписаниям. Такие документы должны иметь конституционно-правовое основание, а их идеи и предписания, а также меры и мероприятия, обозначенные в таких документах,

11

должны получать соответствующее законодательное воплощение, что обеспечит им демократичный характер и необходимое место в системе источников конституционного права.

7. Сочетание юридических и политических подходов проявляется в деятельности Конституционного Суда РФ, что во многом связано с его полномочиями по конституционному контролю, в процессе которого нормативные акты и отдельные их положения оцениваются на соответствие Конституции РФ. Это предопределено самой Конституцией РФ, которая является не только высшим правовым актом, но и обладает качествами важнейшего политического документа. Кроме того, Конституционный Суд РФ призван оценивать на конституционность законы и иные нормативные правовые акты, которые, будучи воплощением политической воли, вынуждают Суд при оценке их конституционности учитывать конкретные исторические условия принятия соответствующих нормативных положений, а также особенности государственной политики, складывающейся в определенное время в различных сферах государственной и общественной жизни. Все это сказывается на формулируемых Конституционным Судом РФ позициях и его выводах, которые нередко имеют политический оттенок.

8. При оценке на соответствие Конституции РФ правовых норм, касающихся социальных, экономических, политических прав и свобод человека, Конституционным Судом РФ используются конституционно-правовые принципы равенства и справедливости как различные оценочные критерии. Прибегая к ним при выработке своих позиций и выводов, Суд вынужден обращаться не только к конституционно-правовым обоснованиям, но и к политическим аргументам. Конституционно-правовой принцип равенства ориентирует Конституционный Суд РФ исключительно на правовые начала в даваемой им оценке. Применение же принципа справедливости как критерия оценки связано не только с правовыми аргументами, но и с выдвигаемыми Судом политическими обоснованиями, опирающимися на определенные исторические условия общественной и государственной жизни, сложившуюся политическую ситуацию, продиктованную конкретными целям и задачам государственной политики в соответствующих сферах, а также финансовыми возможностями государства.

9. При оценке конституционности законодательных ограничений прав и свобод человека и гражданина Конституционный Суд РФ применяет в качестве

12

критериев такой оценки конституционно-правовой принцип соразмерности и политико-правовое требование разумности в их взаимосвязи. Если принцип соразмерности используется Судом для правовой оценки нормативного акта на соответствие его Конституции РФ, подтверждения необходимости и пропорциональности законодательных ограничений прав и свобод человека и гражданина конституционно значимым целям, то требование разумности в большей мере позволяет Суду оценить оправданность таких ограничений и не допустить нерациональных последствий применения соответствующих норм.

10. Анализ решений Конституционного Суда РФ показывает, что российский орган судебного конституционного контроля, обосновывая свои позиции и давая оценки нормативным правовым актам, наряду с принципом конституционно-правовой целесообразности использует и аргументы, связанные с мотивом политической целесообразности.

Конституционно-правовая целесообразность как ориентир для выводов Суда означает, что проверяемые им нормативные акты должны соответствовать конституционно-значимым целям, воплощенным в принципах и нормах Конституции РФ.

Политическая целесообразность включается в аргументацию Конституционного Суда РФ через политический характер оцениваемого им на конституционность закона или иного нормативного правового акта, принятие которых обусловлено социально-политической целью и сложившейся политической практикой, продиктованными конкретными историческими обстоятельствами общественной и государственной жизни.

Теоретическая значимость определяется тем, что основным результатом исследования стало пополнение понятийного аппарата конституционно-правовой науки новыми понятиями и их определениями, формулирование ряда положений и выводов, которые обогащают науку конституционного права знанием о соотношении юридических и политических начал при регулировании общественных отношений и оценке правовых норм на их конституционность.

Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной деятельности. Выводы, касающиеся роли и значения политических документов в конституционно-правовом регулировании и в системе источников конституционного права, также представляют практическую значимость.

Ряд положений диссертации, связанных с анализом и обобщением решений

13

Конституционного Суда РФ, в частности, с использованием различных критериев оценки норм на их конституционность - принципов справедливости, равенства, соразмерности и требований разумности и целесообразности, также являются практически значимыми. Применение таких критериев выявляет проблему правовых и политических начал в оценке Судом оспариваемых норм на их конституционность, что может быть важным для нахождения правильного сочетания вопросов права и политики в решениях Конституционного Суда РФ.

Материалы диссертации могут быть применены в научно-педагогической работе по дисциплинам «Конституционное право России» и в преподавании спецкурсов по проблемам конституционного контроля.

Апробация результатов исследования

Диссертация была обсуждена и одобрена на заседании кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Основные результаты отражены в научных статьях автора по теме диссертации. Отдельные положения использовались при проведении семинарских занятий по курсу «Конституционное право. Общая часть» и «Конституционное право России» на юридическом факультете МГУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, которые включают пять параграфов и пять подпараграфов, заключения и библиографии.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, ее теоретическая и практическая значимость, научная новизна, характеризуется степень разработанности темы в трудах специалистов по конституционному праву, определяются предмет, объект, цель и задачи исследования, а также методологическая, теоретическая, нормативная и эмпирическая основа диссертации. Кроме того, во введении формулируются основные выводы и положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации полученных результатов и раскрывается структура диссертации.

В первой главе диссертации «Юридические и политические начала в конституционно-правовом регулировании» дается анализ понятия политики, раскрывается предмет конституционного права, основное содержание которого составляют политические отношения, а также показывается соотношение конституционно-правовых актов и политических документов, регулирующих общественные отношения. Первая глава состоит из двух параграфов.

14

В первом параграфе первой главы «Политические отношения в предмете конституционною права» рассматриваются особенности конституционного права как отрасли, которая теснее других отраслей права связана с политикой и политическими отношениями, что обусловлено особой ключевой ролью конституционно-правовых норм в регулировании процессов организации и осуществления власти в обществе и государстве. Содержание предмета конституционного права составляют, прежде всего, политические отношения, которые «будучи отношениями власти, определяют основы, на которых строится вся государственная и общественная жизнь»[1].

В конституционном праве сочетаются и переплетаются политические и неполитические отношения, но и те, и другие связаны с государственной властью, хотя такая связь проявляется различным образом. Политические отношения всегда являются социальными отношениями. Но далеко не все социальные отношения выступают как сугубо политические. Социальные отношения входят в предмет конституционного права в той части, в какой они касаются деятельности органов государственной власти, а также усилий государства по гарантированию прав и свобод человека и гражданина.

Почти все отношения, складывающиеся в обществе и государстве, испытывают влияние власти, которое проявляется либо непосредственно, либо опосредованно. Непосредственное властное воздействие оказывается на отношения, которые касаются статусных характеристик и функционирования органов государственной власти, деятельности других субъектов политического участия, в том числе граждан, их объединений, включающихся в процессы осуществления власти, что придает этим отношениям политический характер. В свою очередь, влияние власти может быть минимальным и проявляться опосредованно. Это характерно для неполитических отношений, которые также включаются в предмет конституционного права. В неполитических отношениях властное влияние проявляется через обеспечительные меры для человека, общественных объединений, нуждающихся в поддержке власти при осуществлении своих правомочий. Так, личные права и свободы человека не относятся к политической сфере, но должны гарантироваться государством, и в этом смысле они связаны с политикой.

15

Особый вид политических отношений - властеотношения. Они, безусловно, включаются в предмет конституционного права. Можно выделить два основных подхода к раскрытию понятия властеотношений. При первом подходе властеотношения связываются с господством и управлением, где одна сторона - управляющие, а другая - подчиненные, управляемые. Иначе говоря, это отношения властвования.

При втором подходе властеотношения рассматриваются шире и включают не только отношения властвования, предполагающие соподчинение вступающих в них субъектов, но и «отношения по поводу власти (например, принадлежность, организация, территориальные границы власти); отношения, связанные с взаимоотношениями с властью (например, участие граждан в осуществлении власти, посредством их политических прав, различные формы контроля народа за властью); отношения, касающиеся ограничения власти»[2]. Такой широкий подход к властеотношениям предопределяется ролью конституционного права в регулировании отношений власти. Власть в политических отношениях представляет собой основной объект и необходимое условие существования и развития таких отношений.

Во многом конституционно-правовое регулирование властеотношений и политических отношений связано между собой. Во властеотношениях раскрываются системные и статусные характеристики органов власти, что влияет на формы и механизмы политической деятельности, принципы выработки государственных и политических решений. Так, конституционно-правовые принципы разделения властей, демократизма оказывают регулятивное воздействие как на процессы организации власти в государстве, построения ее органов, т.е. на властеотношения, так и на политические отношения, связанные с осуществлением государственной власти, принятием властных решений.

Во втором параграфе первой главы «Политика как объект конституционно-правового регулирования» выделяются основные черты политики, направления влияния права на политику и, соответственно, политики на право.

Политика является важнейшим объектом российского конституционного права, поскольку представляет собой сферу взаимодействия субъектов конституционно-правовых отношений - органов государства, политических партий, общественных объединений, граждан, которые активно включаются в

16

отношения, связанные с организацией и осуществлением государственной власти. Политика - это и деятельность по управлению делами общества и государства, подразумевающая цели и задачи тактического и стратегического характера, приоритетные направления своей реализации, юридические и политические методы воздействия на соответствующие отношения.

Политическая сфера осуществления власти с неизбежностью дополняется сферой борьбы за обладание ею, такая борьба включает овладение рычагами государственной власти. Так, в одном из решений Конституционного Суда РФ политика определяется как «сфера борьбы за власть»[3]. В целях предотвращения подобных негативных явлений для жизни общества и государства в конституционно-правовых положениях по возможности наиболее полно определяются правовые пределы политической борьбы, правовой статус участников политических партий, компетенция государственных органов, осуществляющих необходимый контроль в этой сфере.

В диссертации проводится анализ взаимосвязи конституционного права и политики, которая предопределена конституционно-правовым регулированием общественных отношений в политической сфере. Можно обозначить некоторые проявления такой взаимосвязи, ориентируясь, в первую очередь, на нормы конституционного права.

Во-первых, в правовом государстве политика и как сфера отношений между различными социальными общностями, активно включающимися во власть, и как деятельность по осуществлению государственной власти, должна подчиняться правилам, предписанным нормами конституционного права. Это касается использования таких демократических институтов, как выборы, референдумы, общественный контроль за властью и другие. На таких правилах должна строиться деятельность парламента, принимающего решения на основе принципа большинства, и вместе с тем уважающего права оппозиции.

Во-вторых, политика как «сфера человеческой деятельности»[4], реализуемая в различных направлениях, связанных с жизнедеятельностью человека,

17

общества, государства, требует конституционно-правового обозначения ее основных параметров - распределения функций по ее проведению в жизнь, закреплению компетенции государственных органов по ее осуществлению. Это находит отражение в конституционно-правовых нормах, регулирующих основные направления государственной политики - национальную, социальную, экономическую и иные.

В-третьих, положения Конституции РФ, определяющие цели и задачи, принципы и ценности государственного и общественного строя, основы государственной политики допускают и нуждаются в их политическом преломлении. Включение в механизм общего правового воздействия на общественные отношения различных форм политического регулирования выстраивает особый «мостик» к дальнейшему правовому регулированию, и, прежде всего, конституционно-правовому.

Проблема соотношения конституционно-правового и политического подходов в регулировании конституционно-правовых отношений, связанных с осуществлением государственной власти ее органами в основных сферах жизни общества и государства, требует обращения к политико-правовым решениям, которые в значительном количестве принимаются и действуют в Российской Федерации. Политико-правовые решения формализуются в нормативных актах, как правило, конституционно-правового характера, а также в политических документах (посланиях, концепциях, стратегиях, доктринах, декларациях, программах, обращениях, заявлениях и т.д.).

Названные политические документы регулируют отношения, связанные с реализацией государственной политики, но имеют несколько иные роль и значение по сравнению с конституционно-правовыми нормами. Они призваны «сопровождать» положения Конституции РФ, законов, иных нормативных правовых актов, обеспечивая их наиболее полную практическую реализацию через определенное идеологическое насыщение и предложение конкретного долгосрочного плана мероприятий, направленных на достижение целей и решение задач, поставленных перед государственными структурами в различных сферах жизнедеятельности общества и государства. Политические документы во многом способствуют правотворчеству и правоприменению. По направленности и содержанию такие документы являются политическими регуляторами программного и организационного характера, в которых закрепляются главные установки и приоритеты политики, проводимой в государстве.

18

Третий параграф первой главы «Конституционно-правовая политика» посвящен особому виду правовой политики, связанному с деятельностью по созданию эффективного механизма конституционно-правового регулирования политических отношений. Конституционно-правовая политика - это и средство юридической легитимации политического курса[5]. Конституционно-правовую политику отличает от других видов правовой политики то, что она складывается в сфере конституционно-правового регулирования, оформляется в нормах Конституции РФ, законов и других конституционно-правовых актов и развивается в решениях Конституционного Суда РФ.

Российская конституционно-правовая политика призвана обеспечивать наиболее полную реализацию конституционных принципов - прежде всего государственную целостность, народовластие, единство системы государственной власти, и направлена на охрану и защиту конституционного строя РФ. Конституционные права и свободы человека и гражданина определяют ее основное содержание и являются ее главным ориентиром. Соответствующие, государственные меры должны гарантировать конституционно-правовой статус человека. При этом государственная власть ограничивается конституционно-правовыми пределами и осуществляется на основе и в строгом соответствии с конституционными положениями.

В конституционных принципах сочетаются правовые и политические характеристики. Имея правовую сущность, они призваны направлять регулирование политических отношений, отражать основные политические закономерности жизнедеятельности общества и государства. Можно утверждать, что «конституционный принцип реален, если конституция отражает и закрепляет объективно существующую политическую закономерность»[6]. Но он «фиктивен, если политическая закономерность, которую он выражал, перестала существовать и на ее месте появилась и стала действовать другая политическая закономерность»[7]. Во многом стабилизация политической сферы достигается посредством обеспечения главенства права над политикой. Конституционные принципы выполняют стабилизирующую функцию в политике, являясь

19

основными гарантиями устойчивого правового регулирования в политической сфере и развития политических процессов в обществе и государстве, но при этом рассматриваемые принципы обеспечивают развитие многообразных общественных отношений через их политическое начало. Определенность и даже жесткость принципов Конституции РФ, с одной стороны, и их способность к преобразованиям, с другой, обеспечивают стабильное конституционно-правовое регулирование, что является важной чертой конституционно-правовой политики.

Во второй главе «Юридические и политические составляющие в решениях Конституционного Суда РФ» ставится проблема соотношения права и политики в результатах деятельности Суда. Для ее раскрытия анализируются судебные решения, прежде всего в мотивировочной их части. Вторая глава включает два параграфа и три подпараграфа.

В первом параграфе «Вопросы права и политики в решениях Конституционного Суда РФ» дается общая характеристика влияния политики на деятельность Суда по принятию решений. Если конституционно-правовое воздействие на политические отношения, осуществляемое посредством их нормативно-правового регулирования, представляется оправданным и даже необходимым, то политическое влияние, оказываемое на деятельность Конституционного Суда РФ, должно быть сдержанным и даже исключительным, поскольку основное предназначение Конституционного Суда РФ как органа конституционного контроля заключается в охране и защите Конституции РФ. Поскольку Суд призван сугубо с позиции права оценивать результаты работы законодателя-политика, важно, чтобы его деятельность не выходила за пределы конституционно-правового «пространства» при оценке нормативных правовых актов на соответствие их Конституции РФ.

Сочетание юридических и политических подходов в решениях Конституционного Суда РФ во многом связано с его полномочиями по конституционному контролю, в процессе которого дается оценка нормативных актов и их отдельных положений на соответствие принципам и нормам Конституции РФ. При вынесении такой оценки Конституционный Суд РФ использует различные критерии - прежде всего, юридические. Однако не исключается его обращение и к политическим критериям. Этому способствует сама Конституция РФ, являющаяся не только основным законом государства, высшим правовым актом, но и обладающая качествами важнейшего

20

политического документа. В положениях Конституции РФ закрепляются основы политической организации общества и государства, регулируются политические отношения, в том числе властеотношения, участие граждан во власти через их политические права и свободы. Помимо этого Конституционный Суд РФ разрешает конституционно-правовые споры, которые часто имеют политическую первопричину.

Существует два подхода к вопросу о допустимости политического влияния на деятельность и решения органа конституционного судебного контроля. Согласно одному из них Конституционный Суд РФ видится вне политики и политического процесса[8]. В соответствии с другим подходом обосновывается определенная связь Конституционного Суда РФ с политической жизнью в государстве, подчеркивается невозможность для Суда полностью уйти от политического влияния, что приводит к определенной политизации всего конституционного судопроизводства[9].

В связи с рассматриваемой проблемой представляет интерес суждение Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина. Он утверждает, что недопустима политизация решений Конституционного Суда РФ, критерием этих решений являются только принципы и нормы Конституции РФ. Вместе с тем, по его мнению, Суд, являясь органом государственной власти, в то же время выступает арбитром между государством, с одной стороны, и гражданами, обществом - с другой, и тем самым порой его решения оказывают огромное влияние на политику[10].

Решения Конституционного Суда РФ во многом способствуют политической стабильности в обществе и государстве. В связи с этим представляется интересной точка зрения о том, что Конституционный Суд РФ «выступает в качестве важного элемента политической системы, является частью механизма ее саморегуляции и саморазвития, служит обеспечению политической стабильности, развитию политических процессов в рамках Конституции РФ»[11].

21

Несмотря на категорическое законодательное правило о том, что Конституционный Суд РФ «решает исключительно вопросы права», его решения, тем не менее, испытывают политическое влияние, которое можно рассматривать в двух основных аспектах. Во-первых, Конституционный Суд РФ оценивает на соответствие Конституции РФ юридическую форму, в которой заключен определенный акт политического волеизъявления, но не оценивает при этом само политическое волеизъявление. Во-вторых, критерии, применяемые Конституционным Судом РФ при оценке правовых норм на предмет их соответствия Конституции РФ, должны быть исключительно юридические. Суд должен дистанцироваться от политических аргументов в обосновании своей позиции. Однако сама Конституция РФ сочетает в себе и правовые, и политические характеристики, что в определенной мере влияет как на выбор критериев, гак и на аргументацию Суда при принятии решения. Таким образом, невозможно полностью избежать политического влияния на решения Конституционного Суда РФ, что связано с предметом судебного рассмотрения или/и с критериями и аргументами, используемыми Судом.

Второй параграф второй главы посвящен «Конституционно-правовым принципам и политико-правовым требованиям как критериям оценки правовых норм». В диссертации подробно рассматриваются случаи использования в роли таких критериев конституционно-правовых принципов справедливости, равенства, соразмерности и политико-правовых требований разумности и целесообразности, которые применяются Конституционным Судом РФ при оценке правовых норм на предмет их соответствия Конституции РФ. Важно отметить, что обращение Конституционного Суда РФ к таким критериям при оценке оспоренных правовых норм на их конституционность может привносить в мотивировочную часть судебных решений политическое влияние.

В подпараграфе «Принципы справедливости и равенства» проводится анализ решений Конституционного Суда РФ, использование в которых этих конституционно-правовых принципов приводит к политизации решений. Как точно определено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 31 мая 2005 г. между конституционно-правовыми принципами равенства и справедливости существует «тесная связь»[12].

22

В своих решениях Конституционный Суд РФ особенно часто обращается к конституционно-правовым принципам справедливости и равенства как к основным критериям оценки оспариваемых правовых норм на предмет их соответствия Конституции РФ. В связи с особой содержательной направленностью, обусловленной тем, что принцип равенства ориентирован, прежде всего, на юридические обоснования, а принцип справедливости - на политические аргументы правовых позиций, принципы равенства и справедливости применяются Конституционным Судом РФ как дополняющие друг друга. Так, с помощью принципа справедливости принцип юридического равенства наполняется важными социально-политическими характеристиками. При этом имеет место последовательная юридизация во многом политического принципа справедливости. Все это дает возможность Конституционному Суду РФ применять сбалансированный подход к конституционной оценке положений законов, иных нормативных правовых актов, предполагающий сочетание юридического и политического видения оцениваемой нормы, ее предопределенности социально-политическими обстоятельствами общественной и государственной жизни.

В подпараграфе «Принцип соразмерности и требование разумности» Конституционный Суд РФ использует конституционный принцип соразмерности и связанное с ним политико-правовое требование разумности как критерии оценки законоположений, касающихся различных прав и свобод личности (социальных, экономических, политических), на предмет соответствия Конституции РФ. Критерий соразмерности как конституционно-правовой принцип в большей мере связан с юридическими обоснованиями, а критерий разумности во многом привносит политические аргументы в правовые позиции Конституционного Суда РФ. При оценке правовых норм Суд вынужден учитывать конкретные исторические условия, обусловленные политической ситуацией в обществе и государстве. Поэтому применение соразмерности и разумности как критериев оценки выстраивает оптимальное соотношение юридического и политического подходов в решениях Конституционного Суда РФ.

В подпараграфе «Требования конституционно-правовой и политической целесообразности» рассматривается юридическая и политическая природа

23

критерия целесообразности, соотношение критериев целесообразности и. законности, роль и значение критерия целесообразности для законодательной, правоприменительной деятельности и конституционного контроля.

Требование целесообразности связано с целями и интересами, на соответствие которым оцениваются законопроекты - законодательным органом и действующие правовые нормы - Конституционным Судом РФ. Законодатель - это политик, его, прежде всего, интересуют политические цели, т.е. вопросы политической целесообразности, как они закрепляются в нормах закона. «Законодатель учитывает стратегические цели организации государственной власти и другие неправовые факторы (социально-экономические, политические, традиции, национальные особенности), т.е. исходит из принципа целесообразности в рамках конституционности»[13]. Основная функция Конституционного Суда РФ состоит в конституционном контроле - оценке правовых норм на соответствие Конституции РФ, в процессе чего Суд решает вопросы конституционно-правовой целесообразности. Таким образом, критерий целесообразности выступает в качестве важного требования для законодателя в процессе поиска и принятия нормативных правовых актов, которые являются необходимыми для развития общества и государства, и для Конституционного Суда РФ в процессе оценки правовых норм на предмет их соответствия Конституции РФ.

В заключении представлены основные выводы, полученные в ходе выполнения диссертационной работы.

Основные положения диссертации отражены в следующих опубликованных работах автора:

1. Кондратьева М.А. Правовое и политическое регулирование в конституционном праве: некоторые проблемы соотношения. // Конституционное и муниципальное право. 2010 № 5 (0,5 п.л.).

2. Кондратьева М.А. Политические отношения в предмете конституционного права. // Конституционное и муниципальное право. 2010 № 7. (0,4 п.л.).

24


[1] Автономов А.С. Правовая онтология политики: к построению системы категорий. М. 1999. С. 55.

[2] Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М. 2001. С. 20-21.

[3] Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 18-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях" в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации "Православная партия России" и граждан И.В. Артемом и Д.А. Савина». // СЗ РФ. 2004. № 51. Ст. 5260.

[4] Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М. 2006. С. 13-14.

[5] См., например: Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики. // Правоведение. 1997. № 4. С. 8. Витрук Н.В. Основы правового положения личности в Российской Федерации. М. 2008. С. 327.

[6] Ковачев Д.А. Конституционный принцип: его понятие, реальность и фиктивность. // Журнал российского права. 1997. № 9. С. 74-75.

[7] Там же.

[8] См. об этом, например: Права человека. Учебник для вузов. / Отв. ред. Е.А Лукашева. М. 1999. С. 168.

[9] См. об этом, например: Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс. В 2 т. М. 2005. Т. 2. С. 605.

[10] См.: Зорькин В.Д. Права человека в контексте глобальной юриспруденции. // Журнал конституционного правосудия. 2009. N 2

[11] Комментарий к постановлениям Конституционного Суда РФ. / Отв. ред. Б.С. Эбзеев. В 2 т. М. 2000. Т.1: Государственная власть. Местное самоуправление. С. 15.

[12] Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2005 г. N 6-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в связи с запросами Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, Волгоградской областной Думы, группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина С.Н. Шевцова». // СЗ РФ. 2005. № 23. Ст. 2311.

[13] Постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г. N 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края». Особое мнение Судьи Конституционного Суда РФ Н.В. Витрука. // СЗ РФ. 1996. №. 4. Ст. 409.



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Раздел I. Основы теории конституционного права Глава 1 Популярные выкройки одежды


Конституционное право связано с политикой Ответы Тест по конституционному праву, помогите
Конституционное право связано с политикой Конституционное право России. Краткий курс
Конституционное право связано с политикой Тест с ответами по Конституционному праву
Конституционное право связано с политикой Тесты по курсу Конституционное право РФ
Конституционное право связано с политикой Ответы по конституционному праву - Webnomos
Конституционное право связано с политикой Конституционное право Википедия
Конституционное право связано с политикой 1001 узор для вязания спицами и крючком
Конституционное право связано с политикой Более 25 лучших идей на тему «Дверные шторы» на Pinterest



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ